…Неужто мне – из племени людского,
Достался жребий воплотиться в Слово…
Д. Кугультинов «Явление Слова»

 

В статье «В соавторстве с землёю и водою…», посвященной его другу-поэту Д. Кугультинову Чингиз Айтматов писал: «Слова. Словесная стихия. В словах мы осознаем себя и весь доступный пониманию мир. Без слов нет человека, и нет слов без человека. Слова, язык – в равной мере принадлежащее всем всеобщее достояние народа, нации…».

Чингиз Айтматов по праву является достоянием не только киргизской советской литературы, но и мировой. Такой художник рождается «в недрах своего народа, в «галактике» его духовного и нравственного опыта, в его муках и радостях, в его прошлой и новой истории, в сокровенных чаяниях его…».

Явление Слова Ч. Айтматова воспринимается как строка, рожденная жизнью и временем. Неотразимые впечатления жизни, какие потрясли его и вызвали у него неодолимое желание и потребность поведать людям трагическую и жизнеутверждающую историю о времени и о себе. Судьбой своей и словом своим Айтматов соединил Азию и Европу. В его художественном творчестве переплетаются восточная мудрость и современность, описывая «культуру, традиции, менталитет киргизского народа, он вводит их в мировой процесс, являя собой мост, связующий Киргизию с Миром» (А. Акматалиев, «Чингиз Айтматов и взаимосвязи литератур», 1991 г.).

Каждое его новое произведение неизменно вызывало широкий общественный резонанс, раздумья, споры, тревогу, ибо все они посвящены темам поиска истины, непреходящих человеческих ценностей в лабиринтах истории.

В его Слове – его жизненное кредо. Чингиз Айтматов говорил, что литература «должна самоотверженно нести свой крест – вторгаться в сложности жизни, с тем, чтобы человек знал, любил, тревожился за все

доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства».

Он вошел в литературу в 1958 году повестью «Джамиля», принесшей ему не только всесоюзную, но и мировую славу.

Вместе со Словом Чингиза Айтматова в эти годы мощно зазвучали голоса Давида Кугультинова, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева и Мустая Каримова. Вместе они составляли так называемую «могучую кучку». И каждый из них достойно представлял свою национальную литературу, поднимая значение, роль, авторитет своей нации в содружестве народов, ставя и решая в своем творчестве глобальные проблемы человечества, общенародные проблемы.

Они дружили не только профессионально, они тесно общались, поддерживали друг друга, посещали друг друга и в праздники, и в будни. Первым из них ушел из жизни Кайсын Кулиев, последним – Чингиз Айтматов. Образы своих друзей Чингиз Айтматов воплотил в своей публицистике, посвященной их творчеству.

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без произведений Чингиза Айтматова, классика киргизской советской литературы, лауреата Ленинской и Государственной премии СССР: это культовые романы «И дольше века длится день» (1980), «Плаха» (1986), «Тавро Кассандры» (1995); «Книга гор и степей» (1963), повести-притчи «Прощай, Гульсары!» (1966), «Белый пароход» (1970), «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977).

Они распахнули перед читателем богатый нравственный мир жителей гор и степей Киргизии.

Главным предметом художественного исследования писателя является судьба человека, его нравственный и духовный мир, его величие, благородство, искренность и его взаимоотношения с окружающим миром.

Герои Айтматова, стремящиеся победить обстоятельства, добиться справедливости, изменить мир к лучшему, всегда предлагают нравственный выбор: быть свободным человеком или прозябать в неправедной жизни.

Практически все творчество Чингиза Торекуловича пронизано мифологическими, эпическими мотивами, в его произведения вплетены легенды, притчи. Он признавался, что черпал вдохновение в национальных легендах, благодаря которым произведения получались более реалистичными.

Книги Ч. Айтматова изданы на многих языках народов мира и пользуются популярностью у многомиллионной читательской аудитории.

Писатель говорил: «Слово – слепок вечности. Слово умирает, если не делиться им с другим». Его произведения давно стали достоянием мировой

литературы, читать и перечитывать романы, повести и рассказы Чингиза Айтматова будут всегда, и всегда его проза будет щемить и трогать душу читателей.

Предлагаем вниманию читателей творческое наследие Чингиза Айтматова. В разные годы его произведения издавались в калмыцкой печати на русском и калмыцком языках.

Также предлагаем статьи о нем, опубликованные на страницах калмыцкой и российской прессы, в Интернете, в воспоминаниях людей, близко знавших его. Особое место занимает дружба и творческие связи Давида Кугультинова и Чингиза Айтматова, длившая на протяжении десятилетий.

 

I. Творчество Чингиза Айтматова

1. Произведения Чингиза Айтматова в калмыцкой печати

2. Перед лицом вечности (о позднем творчестве Ч. Айтматова)

3. Чингиз Айтматов «В соавторстве с землёю и водою…»: предисловие к собранию сочинений Д. Кугультинова на русском языке

4. Чингиз Айтматов«Һазр уснла ниилҗ…» = «В соавторстве с землёю и водою…» / перевод Л. Инджиева: предисловие к собранию сочинений Д. Кугультинова на калмыцком языке 

II. О Чингизе Айтматове

5. Акаева, М. Айтматов – мой великий соотечественник [Давид Кугультинов о Чингизе Айтматове]

6. Голос эпохи [О творчестве Чингиза Айтматова размышляет калмыцкий писатель, востоковед В. Церенов]

7. Кочканов, Т. Чингиз Айтматов: «Привет моему народу» [встреча с читателями]

8. Кугультинов, Д. Счастье, которое он заслужил

9. Кугультинов, Д. Явление слова: поэма [посвящена Ч. Айтматову] 

 

Материал подготовили Г. Сармашева, Г. Эльбикова