Ольга Симакина, студентка V курса исторического факультета Южного Федерального Университета

Жизнь великих поэтов часто бывает совершенно не похожа на жизнь других людей, как будто бы вся атмосфера вокруг них пронизана мыслями и предчувствиями того, что затем ляжет в основу гениальных стихов и неповторимой прозы. Эта насыщенность жизни, внутренней – духовной – и внешней имеет оборотную сторону: неприятие обществом, мучительные поиски своего предназначения, некая неудовлетворенность жизнью, постоянное ожидание свершения злого рока.

Из яркой, пронзительной, но такой короткой 26-летней истории жизни Михаила Юрьевича Лермонтова можно привести немало интересных фактов. Верно сказал Гоголь о Лермонтове: «какая-то несчастная звезда…», а Тургенев говорил о внешности поэта как о «зловещей и трагической». Душа поэта, безусловно, томилась в теле человека хромого (в юности Лермонтову лошадь разбила ногу), небольшого роста, страдающего кифозом (т.е. горбатостью). Мнения о внешности и характере Лермонтова были очень противоречивыми: одни говорили о «небольших калмыцких глазах, живых и с огнем», другие о «больших глазах с мрачным огнем», третьи о «приветливых глазах с душевной теплотой». Многие его знакомые и сослуживцы выражались о нем как о человеке «язвительном, дерзком, беспощадном к слабостям других, а враждебность в его взгляде была поразительной». И это притом, что отец поэта, Юрий Петрович был «редкий красавец и прекрасно сложен» и являлся потомком древнего шотландского рода Лермонтов, представители которого попали в плен русским и перешли на службу к царю.

По собственному признанию Михаила Юрьевича, в детстве он почти ничего не читал и много времени проводил в «детских фантазиях, рождаемых собственным воображением». Болезненную впечатлительность он унаследовал от рано умершей матери (ей был всего 21 год), как и редкостную музыкальность: он хорошо владел флейтой, фортепиано и скрипкой. Среди детских увлечений поэты было также рисование и лепка. По признанию друзей детства, он «мастерски лепил фигуры…рисовал акварелью, делал картины из воска», и уже, будучи на службе, всегда помогал делать украшения для балов. Как говорят современники, Лермонтов

пел романсы и «почти профессионально», очень любил принимать участие в домашних постановках. При этом в детские годы поэтического таланта у него еще не было заметно.

Учась в пансионе, молодой Лермонтов очень увлекся русской историей, философией и географией. Он хорошо владел арифметикой и до конца жизни всегда возил с собой французский учебник по математике. Всего за год овладел немецким и английским – чтобы в оригинале читать своего любимого поэта Байрона. С Байроном, нужно сказать, часто сравнивают жизненный путь, характер и даже внешность Лермонтова.

Впервые поэтический талант проявился у Лермонтова в 14 лет, и он будто сделал этот выбор сознательно: «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно. / Хочу чтоб труд мой вдохновенный / Когда-нибудь увидел свет.

Один из сокурсников поэта вспоминал, что Лермонтов «сидел на лекциях почти всегда отдельно», «читал какие-то свои книги и не слушал преподавателей». При этом, экзамены он всегда сдавал блестяще, принимал участие в рукописных журналах, сочинял остроумные стихи для товарищей.

Поступив после окончания пансиона в Московский университет, Лермонтов уже во всю силу раскрывает свой талант поэта: пишет множество стихотворений и повесть «Странный человек», не доверяя никому своих переживаний. В это время появились отзывы современников о нем как о «дурном человеке: никогда и ни про кого не отзовется как-нибудь хорошо», а после того, как внезапно бросив университет, он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, и такие мнения: «существо желчное, угловатое, испорченное и предающееся самым неизвинительным капризам»…

После окончания школы Лермонтов вспоминает о своей первой любви — Екатерине Сушковой, которая когда-то отвергла юного поэта. Его изощрённая месть похожа на пошаговый план: Лермонтов изображает влюблённость и ухаживает за Сушковой, она влюбляется в поэта, а он вдруг компрометирует её в глазах света и расстраивает замужество. Так же манипулировать чувствами в будет и Печорин — самый известный и циничный из его героев.

Стихотворение «Смерть поэта» было вызвано сильнейшими чувствами после гибели Пушкина, принесло Лермонтову известность, но за ним последовали арест Лермонтова и ссылка на Кавказ. Там он написал лучшие из своих произведений: «Мцыри», «Демон», «Дума» и «Герой нашего времени».

Поражает то, что Лермонтов умудрялся проигрывать во всех играх и состязаниях, и лишь падение француза Баранта смогло спасти раненого Лермонтова на первой дуэли. Во время возвращения с кавказской ссылки

поэт решил погадать и подбросил полтинник — куда ему ехать: на службу или же отправиться в Пятигорск. И в итоге, там, в Пятигорске в июле 1841 года состоялась вторая и последняя дуэль Лермонтова — на этот раз с Николаем Мартыновым. По официальной версии, поэт выстрелил вверх, а его оппонент — прямо в грудь Лермонтову. Все это он предсказал в своем «Завещании»:

Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить!

……………………..

А если спросит кто-нибудь… Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был…