19-25 ноября 2018 года в библиотеках по всей стране прошла Всероссийская неделя «Живой классики». Цель акции – помочь участникам определиться с выбором произведения на конкурс чтецов, а также привлечь в библиотеки новых читателей.

В рамках Недели юные читатели подробнее узнали о конкурсе «Живая классика», о его этапах и правилах проведения. Сотрудники информационно-образовательного центра для детей и юношества подготовили мероприятия для детей разных возрастных групп, продемонстрировали видеоролики, составили рекомендательные списки литературы, провели библиографические обзоры. На книжных выставках «Золотая библиотека детства», «Добрый мир любимых книг» и «Классные классики» были представлены самые интересные книги, имеющиеся в фондах центра. 

20 ноября отделом обслуживания дошкольников и младших школьников проведен час чтения «Почитаем вместе» для третьеклассников СОШ № 3. Для чтения вслух и обсуждения были выбраны интересные и поучительные произведения классиков и современных авторов.

Ведущая посредством презентации рассказала о ежегодном Всероссийском конкурсе чтецов «Живая классика». Дети исполнили стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина.

Студенты Элистинского колледжа искусств им. П.Чонкушова прочитали по ролям рассказ Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем», созданный на основе реального события. Разведчика Николай Задохтина награждают за то, что он вывел свою часть из окружения. Солдат рассказывает о том, как ему помог в этом мальчишка, который отвлёк внимание фашистов на себя и погиб. Николай говорит о том, что именно этот мальчик должен быть награжден и просит присутствующих: «Почтим, товарищи, память дружка моего безвестного – героя безымянного… Вот даже и как звать его спросить не успел».

Повесть Любовь Воронковой «Девочка из города» – это трогательная история о маленькой девочке Валентинке, которая во время войны потеряла семью и с другими беженцами попала из города в деревню. Ей повезло, что поселили в дом к тёте Дарье, деду, озорной Таиске, важной Груше и маленькому Романку. С трудом Валентинка привыкала к новому для неё миру, к новой семье. С материнским теплом отнеслась к чужой девочке Дарья Шалихина. Ребята посмотрели буктрейлер, а библиотекарь прочитала главу «Гости пьют чай с лепешками и осуждают мать».

Из многочисленных произведений Анатолия Алексина библиотекари предложили рассказы из его книги «Самый счастливый день». Был показан буктрейлер по рассказу «Как Ваше здоровье?». Для ребенка главное счастье – это хорошие, теплые взаимоотношения в семье. Мальчик очень старается, чтобы мама и бабушка ценили папу так же, как его пациенты. Можно

сказать, что эти рассказы хотя и написаны для детей, но это обращение к взрослым.

Главный герой рассказа Юрия Сотника «Архимед» Вовки Грушина» – юный изобретатель Вовка Грушин. Он постоянно что-то конструирует, но не понимает, что реализация его планов требует серьёзных знаний. В результате, его подводная лодка «Архимед» затонула, а незадачливого изобретателя пришлось спасать всем лагерем. Читателям понравились друзья Вовки, которые сделали всё возможное, чтобы выручить его из беды.

Дальше эстафету приняли школьники и прочитали рассказ «Никакой горчицы я не ел» Виктора Голявкина . Главный герой – школьник, который решил прогулять занятия в школе . Рассказ учит быть трудолюбивыми и ответственно относиться к учебе. Дети вспомнили пословицу «Скучен день до вечера, коли делать нечего», которая подходит к рассказу.

Затем они рассказали наизусть отрывок из доброй сказки Б. Заходера «Ма-Тари-Кари», что на крокодильем языке означает «маленькая птичка, которая делает большие дела». Беззащитная птичка – невеличка может подружиться с грозным крокодилом, который никому никогда не говорил доброго слова. Но птичка помогла крокодилу в беде, и он отплатил ей искренней привязанностью.

В заключении ребята посмотрели мультфильм по рассказу-сказке «Теплый хлеб» К. Паустовского. Действие происходит во время войны. Рассказ учит доброте и милосердию по отношению к окружающим людям и животным. Даже если совершил плохой поступок, найди в себе смелость признаться в нем и постарайся исправить ошибку. И маленький мальчик Филька, который поначалу грубо обошелся с конем и навлек лютый холод на всю деревню, поторопился загладить свою вину перед конем добрым словом и тёплым хлебом. 

21 ноября для учащихся старших классов отделом обслуживания подростков и юношества проведен библиографический обзор литературы «Современные писатели детям». Дети познакомились с творчеством А. Лиханова, Т.Крюковой, Е. Мурашовой и других. 

22 ноября сектор национально-краеведческой литературы провел для учащихся 4 «г» класса СОШ №3 (кл. рук. Еремеева Г. П.) литературный час «Калмыцкие писатели – детям». Цель мероприятия – познакомить ребят с прозаическими произведениями калмыцких писателей.

Из литературного наследия народного поэта Калмыкии Д. Н. Кугультинова ребятам были представлены прозаические сказки, написанные на русском языке по мотивам калмыцкого фольклора. Среди них: «Бамба и красавица Булгун», «Сиротка Ользете», «Песнь чудесной птицы», «Плечо друга» и другие.

В 2003 году вышел в свет сборник сказок и поэм «Бамба и красавица Булгун». В этом сборнике 8 сказок и поэма-сказка «Сар-Герел».

Библиотекарь рассказала сюжет сказки «Сиротка Ользете», зачитала несколько отрывков, вместе с детьми обсудила поступки героев.

В сентябре 1962 года Алексей Балакаев написал небольшую повесть «Три рисунка» о судьбе мальчика-калмыка в годы депортации в Сибири.

Испытанные им горе и лишения не озлобили Борю. Он остался добрым душой, смелым и преданным. Эти черты проявились и в дружбе с безымянной девочкой, которую спас от обиды, одиночества и голода, а потом и от самой смерти, не задумываясь, пожертвовав ради неё своей жизнью.

После смерти Бори остались три рисунка мальчика. На одном из них были нарисованы тюльпаны и калмыцкая степь, над которой парит орёл. На втором был нарисован солдат, к которому бежит мальчик. И на третьем был нарисован художник с красками и кистями, возле которого стоит мальчик, держащий в руках кисти.

Поступок главного героя не оставил равнодушными ребят. В своих выступлениях они отметили сильный характер героя, его мужественность, искреннюю любовь к маме, взаимовыручку и выразили желание провести урок-обсуждение по этому произведению.

В автобиографической повести-хронике народного писателя Калмыкии Тимофея Бембеева «Дни, обращенные в ночь» глазами и сердцем 13-летнего мальчика показана высылка калмыцкого народа в Сибирь. Герой повести – смышленый подросток из хотона Зурмута, которого вместе с родными и однохотонцами загнали в глухие вагоны и повезли в далекую Сибирь. За двадцать суток, запоминая до мельчайших подробностей все события этого скорбного пути, он доезжает до сибирского села, где проживает долгих тринадцать лет. Чувство жалости, восхищения стойкостью характера 13-летнего мальчика вызвал у ребят отрывок с описанием несчастного случая в вагоне, когда он, греясь у буржуйки, голым животом упал на докрасна раскаленную печь. Боли были страшные, лежать неподвижно тоже невыносимо. Но мальчик вел себя как настоящий мужчина.

В 2005 году вышел сборник А. М. Джимбиева «Меня подняли залпы оружий». В книгу вошли произведения разных лет, написанные на тему Великой Отечественной войны. Автор посвятил ее своим боевым товарищам – воинам прославленной 28-й армии. «Счастье и горе без срока давности» - так называется один из рассказов этого сборника. Он построен на воспоминаниях ветерана о тех суровых годах. Ребята с волнением слушали отрывок с описанием переправы его роты через реку, где половина солдат не успели и потонули, о подвиге их командира Коли Соколова, которому оторвало обе ноги до колен, но, несмотря на адские муки, он не проронил ни стона.

О поэте, прозаике, драматурге, переводчике Михаиле Хонинове московский критик Геннадий Семенихин писал: «Под кличкой «Миша Черный» Хонинов сражался в партизанском отряде на Могилевщине и Минщине.

«Миша Черный – это я!» – это документальная, откровенно биографическая повесть о боевых действиях одного из отрядов белорусских партизан была представлена ребятам.

Они восхищались поступком детей, которые вытащили обессиленное, контуженое тело М. Хонинова из траншеи и забрали его домой.

Чувству товарищества, взаимной выручке учат сказки Веры Шуграевой.

«Писать на родном языке, пропагандировать его, сохранять - в этом видит свою задачу поэт Вера Шуграева.

Книга «Мини дегтр» («Моя книга») включает в себя стихи, написанные в разные годы, сказки разных народов и пьесы в ее переводе и переложении.

Громкое чтение сказки «Заһсч» и перевод ее на русский язык вместе с библиотекарем вызвал у ребят интерес к развязке сюжета произведения.

К мероприятию была подготовлена электронная презентация, использованы отрывки видеофильмов о А. Джимбиеве и М. Хонинове.

В конце встречи ребята пожелали прочитать другие произведения из сборников калмыцких писателей, представленных в обзоре. 

23 ноября состоялся литературный час «Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц». Учащимся 6 класса СОШ №4 рассказано о жизни и творчестве русского писателя Николая Семеновича Лескова.

Биография писателя сопровождалась просмотром видео «Мой живой журнал. Н.С. Лесков» в 6-и частях.

Дети узнали, что Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. Он неоднократно пытался раскрыть характер, душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь народ.

Библиотекарь познакомила детей с сюжетом и главным героем повести «Левша». Неотъемлемой чертой «праведников» выступает способность их мыслить о родине, о ее судьбах. Забота о родине – последняя мысль умирающего Левши: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

Учащиеся Болиева Вика и Курмангазива Динара прочитали отрывки из повести «Левша. Библиотекарь познакомила с произведениями писателя, представленных на электронной книжной выставке «Творчество Н.С. Лескова».